Игры разные важны


Музыкальные игры

Игра «Музыкальный диалог»
Цель: побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию.
Заданные тексты:
1. Два цыплёнка под верёвкой
Машут крыльями неловко:
– Ах, какой большой червяк!
Не достать его никак!
( Предполагаемый ответ:«Это не червяк».)
2. У колодца пёс сидит
И не приближается:
– На цепи ведро висит…
Может быть, кусается?
(Предполагаемый ответ:«Ведром из колодца набирают воду».)
3. Ходят куры у дорожек,
Квохчут в переулочке:
– Неужели же из крошек
Вырастают булочки?
(Предполагаемый ответ:«Наоборот, крошки получаются из булочек».)
4. Жеребёночек из стога
Ухватил травы немного:
-Не видал я до сих пор
Таких больших и вкусных гор.
(Предполагаемый ответ:«Это стог сена, а не гора».)
5. На забор котёнок влез,
Стал он ростом до небес.
Замяукал: «Ой, друзья!
Посмотрите – вырос я!»
(Предполагаемый ответ:«Нет, не вырос».)
6. Щенок сидит у будки,
Сидит вторые сутки.
Никак не может он понять,
Куда уходит солнце спать.
( Предполагаемый ответ:«За гору».)
Игра-Диалог «Три медведя»
 На полянке, на лугу три медведя жили,
Три медведя жили, малину есть любили.
Как малину найдут – сразу песню запоют. 3
Папа Миша низко пел: «Ля-ля-ля».
Мама нежно песню пела: «Ля-ля-ля».
А Мишутка медвежонок звонко песню распевал,
Да малину доедал: «Ля-ля-ля!»
Песенная импровизация.
В руки палочки возьми,
Мишкам спеть ты помоги,
И мелодию лесную
Ты ритмично простучи.

Колыбельная
Мама Валечку качала
И, качая, напевала:
А-а-а, а-а-а…
Н. Френкель

Марш
Кто шагает ряд за рядом?
Это мы идём отрядом.
А. Шибицкая
Плясовая
Я притопну каблучком, я махну платочком
Полечу я ветерком, закружусь листочком.

Игровые задания
1.     Игровое задание «Заинька».
Музыкальный руководитель поёт: «Заинька, серенький в гости пошёл, ложки нашёл. Ложки нашёл, да к дому подошёл. (Поднимает с полаложки.)Тук, тук, тук».
Ребёнок: Кто там?
Музыкальный руководитель: Я, зайка, серый – попрыгайка, а ты кто?
Ребёнок: А я волчишка, серый бочишка.
Музыкальный руководитель: Ты, волчишка, серый бочишка, выходи
Да смело в ложки постучи

Игра "Тряпичная кукла".
Взрослый и ребенок образуют пару. Один в паре изображает тряпичную куклу – мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй – играет с куклой: придумывает для нее танцевальные движения под музыку, управляет ее руками, головой, туловищем и т. д. Музыкальное сопровождение должно настраивать на веселый, шутливый лад и в то же время на ласковое, бережное отношение к своей "кукле".
В процессе игры партнеры обязательно менялись ролями, и у взрослого была возможность продемонстрировать оригинальные творческие решения в придумывании движений для "куклы", "задать тон". Ребенок обязательно  копировал варианты, предложенные взрослым. Характер взаимодействия с "куклой", продемонстрированный взрослым, может без слов воспитывать ребенка в духе партнерских взаимоотношений. Ребенок, играющий с "куклой",  придумывал для неё эстетически выигрышные движения.
Игра "Водитель машины".
Один из играющих встает впереди с закрытыми глазами, изображая согнутыми в локтях и сцепленными руками бампер машины. Второй управляет им сзади, изображая водителя машины. Тот, кто изображает машину, не должен открывать глаза, проверяя, правильно ли ведет "водитель", то есть полностью довериться своему партнеру по игре. "Водитель" же должен вести свою "машину" аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская "аварий". Музыкальное сопровождение может настраивать "водителя" на заботливый, бережный лад, а может и провоцировать "крутые виражи" и рискованные "маневры". Важно, чтобы ситуация у "водителя" была под контролем и "машина" оказалась в целости и сохранности. В процессе игры дети меняются ролями.
Игра "Бабочка и ветерок".
 Один из играющих – "бабочка", другой – "ветерок". "Ветерок" протягивает "бабочке" руки ладошками вверх. "Бабочка" слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза. Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором "ветерок" управляет руками-"крылышками" "бабочки".
В процессе танца партнеры менялись ролями ("бабочка" открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).  Под спокойное, умиротворяющее сопровождение, игра превращалась в эффективное релаксационное упражнение: мягкие, плавные движения рук прекрасно снимали напряжение и успокаивали.

Игра"Зеркало".
Один из играющих – "зеркало", а другой – "дама" или "кавалер", собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). "Зеркало" должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры менялись ролями.
Затем включалось музыкальное сопровождение и ребенку предлагалось "нарисовать" звучащую музыку. Ребенок в паре импровизировал движения под музыку – рисовал ее, а взрослый – "зеркало" воспроизводил движения. При этом руки "художника", воспроизводящие линии мелодии, не соприкасались с руками своего "зеркального отражения", хотя и располагались очень близко. Возникал эффект синхронного движения, требующий сосредоточенного внимания к партнеру. В процессе игры партнеры менялись ролями ("теперь ты – зеркало").
Играя в эту игру, взрослый и ребёнок  вставали не только друг против друга, но и рядом, в одну линию. В этом случае "зеркалу" нужно было боковым зрением наблюдать за партнером, предугадывая его движения, а "художнику", рисующему музыку, в своих движениях ориентироваться на партнера. В игре  были использованы различные предметы: шарфики, надувные шарики, цветы и т. д. Предмет конкретизировал музыкальный образ, делал его наглядным и тем самым стимулировал двигательное фантазирование.

Игра "Вопрос – ответ".
 Один из играющих жестами, движениями и принимаемыми позами "задавал вопросы", а другой таким же способом на них отвечал. Каждый "ответ" начинался с движения, которым закончился "вопрос". Пластическое соло каждого ограничивалось рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

Игра "Точка, точка, запятая".
Дети  стояли лицом друг к другу на небольшом расстоянии. С началом звучания быстрой ритмичной музыки ведущий делал легкие похлопывающие движения руками по разным точкам своего тела: по плечам, голове, животу, коленкам, щиколоткам и т. д. (точки придумываются и меняются на ходу). Второй участник игры  точно копировал движения ведущего. Роль ведущего передавалась друг другу по очереди. Учитывая быстрый темп музыки, игра является прекрасным упражнением на координацию.

Игра "Магниты".
Дошкольники стояли друг напротив друга на близком расстоянии и прикасаются друг к другу ладошками. Между ладошками находятся "магниты": теннисные мячики, брусочки, кубики и т. п. Под плавную, спокойную музыку играющие выполняют движения руками и одновременно перемещаются медленными шагами в пространстве, приседают, совершают наклоны и т. д. Важно не уронить "магниты" и чувствовать их "притяжение", то есть приспосабливаться к движениям друг друга, предугадывать их и гибко, без слов обмениваться ролью ведущего.

«Игра с воздушными шариками»
«Шведская мелодия»,
обработка Л. Вишкарева.
Цель; учить детей пантомимически передавать образ с опорой на физические ощущения «действую-чувствую-воображаю».
Детям раздаются воздушные шарики, предлагается поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость, затем упражнение повторяется только с воображаемыми шариками.
на руках. При повторении упражнения дети передают этот этюд с воображаемыми игрушками.
Игра «Котик выздоровел, котик заболел»
Музыка А. Гречанинова.
Цель: учить детей не вербально передавать разные эмоциональные состояния (радости, печали).
Педагог рассказывает детям рассказ о девочке, у которой был веселый маленький котенок, но однажды он заболел, лежал грустный на коврике и не играл с девочкой. Маленькая хозяйка лечила котенка, он поправился, стал веселым и опять играл с нею. Детям предлагается по очереди передать состояние котика — печального, больного и веселого, здорового.

«Игра с куклой»
Музыка Т. Ломовой
Дети стоят в кругу, в руках у одного ребенка кукла.
Первая часть музыки.На затакте каждого такта ребенок плавным движением передает куклу своему соседу справа (слева), который принимает ее на первый счет следующего такта, и так до конца первой части музыки, которая заканчивается в миноре: кукла засыпает, ребенок держит ее на руках.
Вторая часть музыки.«Колыбельная». Ребенок, последним получивший куклу, ходит внутри круга, укачивая ее. После окончания музыки он занимает свое место в кругу.
Третья часть музыки. Дети передают спящую куклу дальше по кругу. Музыка оканчивается в мажорной тональности. Кукла просыпа­ется, ребенок поворачивает ее вертикально.
Четвертая часть музыки. «Плясовая». Ребенок, последним получивший куклу, пляшет с нею внутри круга, остальные дети слегка хлопают в ладоши.
Повторяется громко четвертая часть музыки. Дети пляшут, а кукла «хлопает».
Игра «Два и три»
Дети под музыку ходят или бегают врассыпную. На сигнал педагога «два» дети образуют пары с любым находящимся рядом ребенком, берутся за руки и бегут к заранее условленному месту (флажку), где строятся пара за парой в том порядке, в котором они подбегают. На сигнал «три» дети образуют тройки и затем уже бегут к месту построения.

Игра «Не зевай!».
Посередине зала нарисован мелом большой круг, вне его нарисованы в разных местах маленькие круги в количестве на один меньше числа играющих. Все ходят в большом кругу. На сигнал стараются занять маленькие круги, а кто остался без места, считается проигравшим и выхо­дит из игры. При продолжении игры один из маленьких кружков зачеркива­ется, и число кружков опять на один меньше участвующих.



Игра «С чем будем играть?».
Автор Е. Соковнина.
Задачи: слушать и узнавать знакомую музыку и двигаться в характере этой музыки; закреплять умение ходить с флажками энергично, бодро; уп­ражнять в плясовых движениях; выполнять топающий шаг свободно, уве­ренно.
В зале вдоль стен на стульях лежат атрибуты по количеству детей. У одной стены — рули, у другой — цветные платочки, у третьей — цвет­ные флажки в широкой низкой вазе, у четвертой — дети, они слушают музыку. Если исполняется плясовая музыка, подходят к стульям, берут пла­точки и пляшут в свободном построении, с окончанием музыки кладут пла­точки на место. Если исполняется марш, берут флажки и, подняв их, мар­шируют друг за другом. Если исполняется мелодия «Автомобиль», берут рули и двигаются топочущим шагом друг за другом.
Игра «Дождик»
Автор Е. Соковнина, муз. Т. Ломовой.
Задачи: научиться согласовывать движения с музыкой, меняя их в за­висимости от смены характера музыки.
Дети стоят, звучит мелодия «Прогулки», и они свободно ходят по все­му залу — гуляют. Звучит мелодия «Пляски» — дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. Звучит мелодия «Дождика». Такты 1—2 дети смотрят вверх и поднимают ладони — ловят капельки дождя. Такты: 3—6 убегают на свои места.
Игра повторяется несколько раз, педагог напоминает детям, что надо внимательно слушать музыку.


Игра «Мы веселые ребята»
Посреди комнаты проведены мелом две параллельные линии на расстоянии 15—20 шагов друг от друга (здесь находится водящий). За чертой стоят дети, по музыкальному сигналу они весело говорят: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!» Со смехом дети перебегают за противоположную черту. Водящий старается их догнать и коснуться в пределах своей зоны. Те, кого он коснется, выходят из игры, садятся на стулья, отдыхают и выполняют различные дыхательные упражнения на дифференциацию носового и ротового дыхания (поддувают пушинки, листики и т. д). После 3—4 пробежек с одной линии на другую по сигналу педагога назначается новый водящий из числа отдохнувших.

Игра «Будь внимательным!»
Дети под плавную музыку покачиваются с ноги на ногу, на акцент в музыке — приседают («плот остановился»).
Педагог. Кто поможет плот отцепить от коряги? Конечно, самый сильный зверь наших* лесов — медведь. Но он пока еще спит в берлоге. Давайте его песней разбудим.


Комментариев нет:

Отправить комментарий